Уроки богатства Рамбаля Коше

На днях просматривала удивительный фильм с моим любимым актером Пьером Ришаром. Многие из вас, надеюсь, его хорошо помнят. Это «Игрушка». В этом фильме есть интересные моменты, которые, как мне кажется, раскрывают психологию богатства. Показывают некие аспекты психологии успеха состоятельного человека.
И мне захотелось обсудить с вами одну из составляющих психологии успешного человека. Возможно, это просто предположение. Но я думаю, что показанное в эпизоде «приоткрывает» одну из тайн психологии богатства.
На самом деле, раньше я осуждала действия «нехорошего» богатого бизнесмена Рамбаля Коше. Я их видела с точки зрения бедного, «обиженного жизнью и зависимого от обстоятельств» человека. Теперь же, заново пересматривая эту классику комедийного жанра, я понимаю по крайней мере часть его поступков. Смотрю на них уже другими глазами – глазами человека, постигающего «психологию успеха»
Если вы помните, Рамбаль Коше был очень богатым и успешным. В числе многих его предприятий была и газета. Эрик, сын Рамбаля, вместе со своим новым другом Франсуа Переном затеяли игру «в журналистов». В выпускаемой ими «игровой газете» они освещали некоторые моменты жизни бизнесмена.
В своих статьях Франсуа («игрушка» Эрика) описывал Рамбаля Коше так, как он его видел – чудовищем. Рассказывал о поступках богатого и успешного бизнесмена с точки зрения человека, которому присуща психология бедности. Выпущенную «игрушечную» газету получили многие сотрудники редакции. И Рамбалю Коше она также попала в руки.
В этот же день, обсуждая очередной выпуск газеты со своим главным редактором, Рамбаль предложил ему раздеться и пройтись голяком по всей редакции. (Бленак как раз предложил в одной из статей осветить открывшийся под Парижем новый клуб «натуристов». Говорил, что читателю это должно быть интересно, и что «натуризм все больше входит в моду»).
И вот этот эпизод мне и хотелось бы обсудить с вами (привожу почти дословно этот диалог).
Бленак уже почти снял штаны, когда Рамбаль Коше остановил его вопросом:
- Что вы делаете, Бленак?
- Раздеваюсь, месье президент.
- Не останови я вас, вы бы разделись догола и прошли бы по всей редакции?
- Вы же меня попросили, месье президент.
- Я хочу вас спросить, Бленак, кто из нас двоих монстр: я, который вас просит снять штаны, или вы, готовый показать свою задницу?
- Не знаю, месье.
- В этом вся проблема.
Действительно, не в этом ли проблема? Когда нас обижают, унижают, уничтожают, запугивают. Не потому ли это, что Мы Сами Позволяем С Собой Это Делать? Не мы ли, со своей психологией бедности, зависимости, слабости духа рождаем тех, кого потом ненавидим и считаем чуть ли не врагами – начальника, правителя, чиновника.
Неужели Рамбаль Коше с его психологией богатого человека, психологией победителя и короля жизни, на минуту позволил бы себе даже подумать согласиться на подобное предложение? Думаю, он либо отшутился, либо просто бы повернулся и уволился. В любом случае, он не позволил бы поступать с собой подобным образом.
Я знаю, что не обладаю психологией успешного человека в полной мере – я только учусь этому. А этот эпизод просто потряс меня. Потому что заставил по-новому взглянуть на обыденные вещи, происходящие в жизни ежедневно в том или ином проявлении. Показал еще одну грань психологии богатства и процветания – уважение к себе. Любовь и уважение к себе и своей жизни.
А что вы думаете по этому поводу?
Уважай себя и других – это правило успеха, однозначно согласен.
[Reply]
Думаю, это психология не успешного человека, а психология человека который живёт по своим принципам не зависимо богатый он или нет.
[Reply]
admin Reply:
января 28, 2010 at 21:55
Возможно, Ростислав, это так и есть. И среди обычных людей встречаются «деспоты». Но мне кажется, что деспот не отдает себе отчет в своем гневе. Не контролирует себя. А Рамбаль Коше спокойно «на живом примере» (если можно так выразиться) показал разницу в своей психологии и психологии Бленака.
[Reply]
Думаю, что он правильно сделал. Для того, чтобы раздеться, нужна известная или неизвестная доля храбрости. В посту щас затронуты сразу много тем – и успех (успешность), и богатство, и уважение, и любовь. Может быть следовало бы разделить на отдельные посты? «Любовь и уважение к себе и своей жизни» – это конечно все правильно. Но…
[Reply]
admin Reply:
января 28, 2010 at 21:57
Я просто описывала один-единственный эпизод, Вольдемар, который пробудил во мне некие чувства. И они заставили «мозги шевелиться». Я не претендую на истину в последней инстанции – боже упаси – я всего лишь учусь. Наблюдая и осознавая.
[Reply]
Света, вот каюсь, не помню я этот фильм. К сожалению.
В плане психологии богатства, то у меня с детства с этим проблем не возникает. Но прекрасно понимаю, что в зрелом возрасте крайне сложно себя перестроить.
Вот подметила, что люди богатые ко всему в этой жизни относятся крайне легко и спокойно. Будь то забеременевшая в 14 лет дочь или разбитый «Инфинити».Смертельным позором или жуткой трагедией эти события для них не станут. Скорее найдут в этом плюсы: ведь они станут молодыми дедушками и будет повод хорошо поработать и купить, наконец, Bugatti.
Учись этому Светик.
[Reply]
admin Reply:
января 28, 2010 at 22:04
Учусь, Агиделия
Что мне еще остается делать? 
Но ты еще раз напомнила, что богатые люди – это люди с позитивным мышлением. И уверенностью в себе (потому что к неприятным моментам без особых эмоций способны относится люди, которые уверены в себе и в том, что в принципе ничего плохого в их жизни не может случиться).
[Reply]
Да, фильм классный. Светлана, я только что вспомнил этот момент.
Надо будет посмотреть фильм. Освежить, так сказать, чувства.
[Reply]
admin Reply:
января 28, 2010 at 21:52
Обязательно посмотри, Ильдар! Я специально купила подборку с Пьером Ришаром. А в «Игрушке» много удивительных моментов.
[Reply]
Рамбаль Коше, будучи на месте редактора не имел бы психологию богатого человека, психологию победителя и короля жизни. Он бы разделся, потому что был бы на месте редактора и имел бы идентичную психологию
А по поводу «кто из нас двоих монстр: я, который вас просит снять штаны, или вы, готовый показать свою задницу?» Я считаю – оба. Насколько помню, в фильме не рассматривается история приобретения Рамбалем состояния. А это немаловажный вопрос, чтобы полноценно судить
[Reply]
Мне кажется, тут не совсем корректно рассматривать ситуацию с точки зрения богатства. Тут основа – Власть. В сцене участвует власть имущий и подчиненный. Власть – вот критерий, а богатство, связи, авторитет – это только инструменты власти. Ситуацию можно провернуть под углом – представьте скажем террориста и заложника и рассмотрите ситуацию под таким углом?
[Reply]
admin Reply:
января 28, 2010 at 21:50
В том то и дело, NomadUA. Что есть Властвующий, и есть Подчиняющийся (который Добровольно согласился им быть по многим причинам). Не по этим ли причинам мы зачастую терпим «нехороших, властных начальников», потому что нет сил уйти и начать свое? Он (как Властитель) может властвовать над кем угодно. Но будем ли мы в его подчинении, или станем равноправным властителем в другой области – это уже наш выбор.
[Reply]
NomadUA Reply:
февраля 1, 2010 at 1:01
Независимо от ухода, свободы не будет. В любом случае придется кому-нибудь подчиняться – заказчикам, покупателям, клиентам, боссу, государственным структурам. Наша жизнь больше всего похожа на игру «камень-ножницы-бумага» подчинение идет вкруговую. И даже огромное состояние не дает свободы. Оно дает иллюзию свободы. А вот насчет того, что относительной свободы у Рамбаля больше-соглашусь.
менеджер подписок есть вроде бы, но мне сообщения не идут
Но вы не хотите учитывать полную ситуацию. В фильме дан фрагмент. А представьте ее шире, так, как оно в жизни. Допустим, редактор не согласился и работодатель выкинул его на улицу. Кому он нужен? предпенсионного возраста опальный редактор? А чем он будет гасить свои кредиты? без работы, без дохода? А может у него семья, которую надо кормить? ну и так далее. Да что я рассказываю – все, кто работает на босса, неоднократно сталкивались сами или видели эту ситуацию – начальник напрягает, а подчиненный «прогибается». Потому что у него есть семья, которую надо кормить, долги, квартплата, есть он, дети да мало ли причин? Вопрос скорее в том, на какие жертвы готов пойти человек ради своей уютной должности. Именно поэтому ситуация в фильме доведена до абсурда – приказа раздеться. И вот полное повиновение подчиненного – это, конечно, грустно. Жизнь намного сложнее, чем любой фильм. Так что считаю, не стоит все же на этой сцене выстраивать ангельский облик Рамбаля Коше – я не уверен, что сей несгибаемый «вольный» муж повел бы себя по другому под дулом автомата, налоговой полицией, интерполом, да мало ли можно найти страхов?
оффтоп: сегодня вспомнил, решил зайти посмотреть, а здесь столько комментариев..у вас на мыло не отсылаются сообщения?
[Reply]
admin Reply:
февраля 1, 2010 at 20:55
NomadUA, cпасибо тебе за такой большой комментарий!
Давай я отвечу по-порядку.
1. Абсолютной, 100% свободы никогда ни у кого не будет. В этом я тебя однозначно поддерживаю. Мы зависим от своего тела и его потребностей, от окружающих людей (даже в роли начальника – от качества работы своих подчиненных, к примеру), от настроения, погоды и пр.
2. Я взяла фрагмент фильма и не говорю, что «Рамаль – хороший, а Бленак – плохой». Жизнь слишком многогранна. Невозможно «объять необъятное» и проанализировать фильм до мельчайших подробностей. Я просто рассказала о диалоге между ними и Для Себя задумалась – а не провоцируем ли мы сами подобное отношение к себе? Нормальный начальник (как мне кажется) от нечего делать не будет так поступать с подчиненными. И уважающий себя подчиненный найдет как повести себя в схожей ситуации. (Или изначально, устраиваясь на работу, не притянет к себе именно такого начальника и т.п. Т.е. все-таки я верю закону Притяжения. Что надумали – то и получили).
Рамбаль Коше изначально Не собирался отправлять Бленака по редакции. Он ему Мудро, на мой взгляд, преподал урок. Не на словах, а на собственной шкуре чтоб можно было это ощутить!
А про «бедного, у которого семья и кредиты» я не совсем согласна с тобой. Во-первых, никто посторонний кроме самого человека и не должен заботиться о себе лично и о своей семье. Во-вторых, я слабо верю в то, что сильный духом человек будет с гордостью нести свой «крест несчастного», потому что у него семья и дети. Как Кийосаки писал: «Богатый отец мне говорил, что он Должен Быть Богат, потому что у него есть дети». Слабый же «транслирует» на неосознанном уровне (и это и в поведении проявляется, и в словах) – «пожалейте меня, у меня дети и кредиты». Но у Рамбаля тоже и семья и (более чем уверена – тоже кредиты, но на более весомые суммы). Вопрос в том, как каждый из них относится к этой ситуации. Кто ищет причины, чтоб его пожалели. А кто ищет способы жить достойно.
Я подписала себя «тестово» на обновления по почте. Мне сообщения приходят, правда, иногда с небольшим опозданием. Или ты имел ввиду RSS? Вообще в технических вопросах я не очень, так что даже не знаю, почему у тебя что-то не так…
Соглашусь с вами на все 100%! Большинство людей предпочитают просто плакаться на жизнь, обвиняя богатых и успешных… да во всем… А при этом сами даже не стараются исправить ситуацию. Просто как поставили себя на пару ступеней ниже, так и не стремятся вырасти или подняться. Получается как в басне Крылова про слона и Моську.
[Reply]
admin Reply:
января 28, 2010 at 21:59
Да, Helga, есть еще и такая поговорка: «Собака лает, а караван идет». И пока собаки тратят море своей энергии и физических сил на лай, верблюды неспешно выполняют свою работу. Идут вперед и достигают цели своего путешествия. Им и дела нет до собак.
[Reply]
Да, твоя статья – повод задуматься, осознанно мы живем? Многие умные книги пишут о том, что большинство из нас живет в полусонном состоянии, позволяя случаться с собой всему, что случается, вместо того, чтобы взять свою жизнь под свой контроль.
Вот твоя статья – свидетельство того, что Ты осознаешь.
[Reply]
admin Reply:
января 28, 2010 at 21:41
Спасибо, Яна. Теперь осталось лишь «напрактиковаться» в том, что осознал.
[Reply]
Отличная статья! Этот фильм видел несколько раз, но так глубоко его не осмысливал. Действительно, как часто мы ненавидим людей за те качества, которых нам не достает. Вместо того, чтобы напрячься и развить их в себе, проще пойти по пути «поливания помоями». Это психология не только бедного, но и слабого человека.
[Reply]
admin Reply:
января 28, 2010 at 21:40
Саша, в этом фильме действительно много таких моментов, которые можно рассматривать по отдельности как уроки «это нужно делать», «а этого делать нельзя», если хочешь быть… и тут каждый выбирает для себя
[Reply]
Познавательная статья и пример в тему! Только некоторыми поступками управляет страх – потерять работу, Не найти работу, понижения ЗП и т.д.! А кого-то совсем не переделаешь, он привык(или ему нравиться прогибаться) – он получает может быть удовольствие!
Ptah правильно сказал – на уважении СЕБЯ и Других, строиться бизнес, и самое главное наша Жизнь!
Спасибо, Света!
[Reply]
admin Reply:
января 29, 2010 at 21:01
Да, Дима, я согласна с тобой. Но страх – (по крайней мере не желание хоть что-то с ним делать) – и определяет слабого и бедного человека.
[Reply]
Если человек так себя не любит он позволит делать с собой подобное. Но если он все же видит в себе искру Божью, ему даже предложить такое не посмеют. Фильм хороший. А это место никогда не понимала, как человек может так плясать под дудку другого.
[Reply]
admin Reply:
января 29, 2010 at 21:04
Вика, Осьминог верно подметил – именно страх вынуждает человека терпеть унижение. Как собака начинает лаять и кидаться на человека, который чувствует перед ней страх. Так, вероятно, и люди. Страх одного пробуждает в другом «собачьи инстинкты».
[Reply]
Уважение к себе и к своему знакомому или ближнему и есть главное правило и критерий успеха, а богатство( в прямом смысле слова) – вещь относительная.
[Reply]
Фильм классный и после прочтения данного поста обязательно пересмотрю. Я, кстати, тоже его раньше смотрела с точки зрения бедной и несчастной и думала: «Ну гад просто. Как так можно».
[Reply]
Согласна с Ростиславом, багатство здесь ни при чем, конечно богатство придает уверенности, но не может сделать человека сильным духом. Можно быть бедным, но независимым, примеров этому множество. А фильм очень хороший, как и все, где играет Пьер Ришар, даже захотелось его пересмотреть.
[Reply]
admin Reply:
января 30, 2010 at 17:53
kupena, мне кажется, что богатство – это одно из следствий того, что человек силен духом.
[Reply]
Согласна с NomadUA:, все дело во власти.
Фильм – классика. Только классические произведения заставляют нас задуматься о жизни, вспоминать моменты и обсуждать кадры фильма. Блокбастеры не оставлят столько мыслей после просмотра.
Нужно пересмотреть фильм опять. Это то же, что перечитать хорошую книгу новыми глазами.
[Reply]
admin Reply:
января 31, 2010 at 12:01
Как все-таки здорово, что столько людей захотело вновь пересмотреть этот удивительный фильм
А сколько их еще, которые заставляют задуматься о важном…
[Reply]
«Игрушка» – один из любимых фильмов. Мы не знаем, как Р. Каше достиг своего богатства, через что прошёл, чтобы стать победителем. Если богатство не пришло по наследству, а начинал с низов, то, я уверена, ему тоже пришлось «прогибаться»
[Reply]
Светлана Reply:
февраля 16, 2010 at 14:43
Но даже в «прогибании», warta, есть свои пределы.
Прогибание, которое «уничтожает» человеческое достоинство, не позволяют себе те, кто уважает себя.
Но я могу и ошибаться.
[Reply]